«Утомленные солнцем-3: Цитадель» (2011). Великая рецензия на еще один великий фильм о великой войне



Утомленные солнцем-2 Цитадель (2010) Великая рецензия на второй великий фильм о великой войнеНикита Сергеевич Михалков в одном из своих интервью, касавшихся «Утомленных солнцем», смело заявил, что данные фильмы — ни что иное, как сугубо авторское кино. Я считаю, что данное высказывание — ключевая фраза, отлично раскрывающая причину неимоверной одиозности снятых фильмов.

Иосиф Виссарионович, наверное, дико бы расстроился, узнав, какую пургу он несет в фильме «Цитадель». Про затопленные баржи с белогвардейцами, про мясо из 15 000 штрафников, предназначенное для фоток и показа Европе, про травлю газом бунтующих крестьян (видимо, намек на историю с расстрелянным Тухачевским).

Генералиссимус Сталин ведет очень тонкую войну — закидывает штрафниками немецкие пули. Согласно плану, они должны быстро кончиться, после чего хорошие солдаты (не штрафники) смогут воевать. Хорошие солдаты, увидев 15 000 трупов, очень испугаются, что с ними при любой попытке отсидеться в оккупации поступят точно так же. И станут отлично воевать.

Утомленные_солнцем-2_Цитадель_2010_8Причем несет Сталин эту пургу не спеша, луская орехи, посербывая чай и вообще никуда не торопясь. Это достаточно сильно сходится с воспоминаниями очевидцев, описывающих абсолютную занятость Сталина во время войны. Поток визитеров из командующих, дипломатов, советников и вообще разного рода ответственных персонажей шел непрекращающийся. И это не говоря уже о том, что надо было еще уделять время для заседаний Ставки, разработки военных операций и выстраивания стратегий.

Однако в «Цитадели» Сталин никуда не спешит, намереваясь лишь получить горы трупов для кошерной фотосессии в стиле «гуро». Иосиф Виссарионович вообще получился знатный — смотрящий исподлобья, зловеще рябой и сугубо подколодный — настоящая гадина.

Что характерно, это и многое другое показано в фильме, который снял сын лауреата трех Сталинских премий — суперуспешного писателя СССР и автора советского гимна.

Утомленные_солнцем-2_Цитадель_2010_2Фильм «Утомленные солнцем-2: Цитадель» — поистине потрясающий, без шуток. Это самый яркое кино, которое я видел за эту зиму. Крайне насыщенное спрессованной в нем огромной долей информации. Разбирать его по косточкам можно очень долго — многолетние съемки зарядили кино образами и намеками по самые огурцы.

Во время просмотра от восторга я поначалу прыгал на кровати. Затем понял, что издалека могу чего-то недоглядеть, после чего прыгал уже за столом и на табуретке. В особенно насыщенных сценах — табуретом оттанцовывал канкан.

Я, наверное, не стану описывать ленту, следуя сюжетной канве, а просто рандомно перечислю клевые моменты (желтый цвет скрывает спойлеры, будьте осторожны). Их очень много, два с половиной часа насыщенного треша дали отличный урожай. Смиренно помолясь, приступим:

— бухой генерал, бухающий с младшими по званию офицерами. Именно он отдает приказ штурмовать с черенками (палками от лопат) непонятную крепость. Крепость находится на возвышении, откуда очень хорошо косить черенковую армию. Бухой генерал в исполнении замечательного актера Романа Мадянова вышел на крепкую пятерку, а за эти угарно сказанные фразочки надо давать 50% от немногочисленных сборов:

Утомленные_солнцем-2_Цитадель_2010_4— э-э, палко... пфх... а зачем он туда пашол?..  пфрппрр... а я там нвижу никакого палковника... пхп... (жалобно:) можт он туда ни пашол?..

— заградотряды НКВД здесь не стимул и не сдерживающий фактор для слабых духом. Напротив — здесь они играют за немцев. Немцы стреляют спереди, а НКВД сзади — прямо в спины только что выбравшихся из окопов бойцов.

— дочки Михалкова задействованы в фильме. Старшая выступила в откровенно мерзкой сцене с родами. Практически все произошедшее и сказанное в ней — исключительно мудацкое и пошлое. 

— графические спецэффекты получились хиленькими. Что комарик, что пролетающие несколько метров от земли самолеты. Неплохой получилось только бабочка — наверное, только на нее и хватило недопиленного бюджета.

Утомленные_солнцем-2_Цитадель_2010_5— сцена насилия — видимо, дань леоновскому «Однажды в Америке».

— сцена выталкивания машины из ямы — как будто сказка про репку, которую не могут вытянуть. Наверное, это такое олицетворение народа — затраханного войной и советским руководством, желающего спать и ничего не делать. 

— актеры в данном кино — самые-самые. Незнакомые лица можно увидеть разве что в эпизодах.

— в финале генерал Михалков и остальные солдаты, радостно проезжая на танке, отдают честь сумасшедшему немцу. В честь него советская бабушка держит жалобную речь, после чего готова расстреляться вместе с ним. После этого хочется задать два вопроса: что это такое и за что оно нам?

Утомленные_солнцем-2_Цитадель_2010_9Кино получилось больше про Михалкова, чем про войну. С экрана он почти не уходит, сцен без него практически нет. Весь фильм нелегкая носит Михалкова по самым разным местам, от тыла до фронта.

 Но война в «Цитадели» тоже есть! И ведется она между двумя сторонами:

1) Спокойные, воспитанные, любящие музыку немцы. Они сидят в чистоте и тепле, содержат домашних животных (мышку); они — офицеры и солдаты Вермахта, и ни разу не палачи. Милосердные и жалеющие своего бестолкового противника.

2) Немилосердное НКВД и терроризируемое им Русское Мясо — очень грязное, не желающее воевать и побеждать. Вместе с ними паучок и комарик. Братский чукчанский, жрущий какую-то дрянь снайпер, будучи в сговоре с паучком, выступил как самая последняя сволочь, завалив культурного меломана.

Финальная сцена «взятия» крепости превзошла все ожидания. В этот момент я уже не мог прыгать, так как потратил всю энергию на предыдущие сцены. Поэтому я, вконец обессилев, просто лег на бок, и досматривал фильм в легкой прострации. В финале 15-титысячная, вооруженная палками толпа идет к цитадели. Цитадель же — огнем не отвечает, так как сидят внутри милосердные немцы. Волею случая, цитадель сама по себе загорается и оглушительно взрывается. Взрывается она — удивительным образом, и похоже это на работу Шварценеггера из замечательного «Коммандоса», в котором здания вражеского острова были вначале заминированы, а потом отлично подняты на воздух.

Утомленные_солнцем-2_Цитадель_2010_3Вероятно, цитадель была построена из динамитных блоков, гранат и ящиков с патронами. Возможно даже, именно советским НКВД.  Ну, чтобы Мясу не досталось ничего, кроме палок.

Из актеров больше всего запомнился Меньшиков. Он очень хороший актер, и здесь выступил замечательно. Однако нельзя не отметить, что пару раз он тоже впадал в классическое михалковское блеяние, причитание и нытье, чем, собственно, занималась немалая часть прочих актеров и лично сам режиссер.

Объяснить показанное в фильме торжество абсурда можно лишь одним. Я уже мало верю в то, что Михалков — классический либеральный крикун, пригревшийся у очередной сменившейся власти. Похоже, что дело здесь совершенно не в моде испражняться на советское прошлое — этого недостаточно для того, чтобы снять подобное.

По-видимому, Михалков реально воспринимает мир под таким углом зрения. «Цитадель» — это продукт оригинального михалковского сознания, которое подключено к каким-то иным параллельным мирам. Данное кино — оно не намеренное, оно естественное. Специально такое придумать и снять нельзя — в это надо верить.

Я давно и с удовольствием время от времени почитываю литературу про СССР и ВОВ. И с таким же удовольствием охочусь за тематическими фильмами. Я не отношусь ни к противникам, ни к поклонникам СССР. По-моему, одноцветное отношение к столь неоднозначному явлению, как СССР, является достаточно легкомысленным поведением.

Утомленные_солнцем-2_Цитадель_2010_11Тем не менее. Есть вещи, отношение к которым у нормального человека должно быть положительным и четко обозначенным. И если человека эти вещи не привлекают, вызывают неприятие, ненависть или просто игнорятся — это многое говорит о его личности. Так вот мне кажется.

В число таких вещей входит Великая Отечественная война. Во время советской власти эта война освещалась с одной стороны — в наиболее выигрышном для РККА свете. После падения оной щелкнул реверс, и со всех мест закричали о противоположном. Причем, как мне кажется, чушь и бред постперестроечных «открытий» в разы превышают самые одиозные советские преувеличения и замалчивания.

По-моему, все давно наелись как одного, так и другого. Самое время выбирать из всей этой каши здравые зерна и хоть как-то выстраивать в голове общую картину произошедшего.

Лично в моей голове намешано великое множество самых разных дат, мнений и событий. Есть, несомненно, и неправильное — различные заблуждения и непонимание некоторых вещей. Во многом это связано с тем, что я элементарно далек не только от событий ВОВ, но и от жизни в самом СССР.

При этом я считаю, что законченная в 1945 году война — наша победа и гордость. А еще — трагедия и урок всем нациям и поколениям на многие столетия вперед.

Огромной ценой досталось победное шествие наших солдат по взятому Берлину. И уж точно это делалось не для того, чтобы будущие неблагодарные поколения или отдельно взятые, излишне аристократичные личности снимали об этом всякую лживую похабщину. Похабщину, которая показывает беспомощность и глупость армии, победившей в самой страшной войне.

Утомленные_солнцем-2_Цитадель_2010_6Сердиться на сам фильм у меня как-то особо не получается. Уровень бреда в нем перешел все разумные границы где-то на втором часу из имеющихся двух с половиной. Злиться на кино «Цитадель» — это как горожанину обижаться на городского сумасшедшего, который обматерил того в спину. Это комедия, придурочный фарс, исторический треш — что угодно, но ни в коем случае не серьезный фильм.

Другое дело, сколько потратили на «Предстояние» и «Цитадель». А потратили ни много ни мало почти 100 миллионов долларов. Не простых, а государственных. То есть — налогоплательщиков. Вот это россиян вполне может рассердить — когда на твои же деньги тебе плюют в лицо. Выходит, если зритель еще идет и в кинотеатр, то за этот плевок платит уже второй раз.

За 30-40 миллионов убитых енотов в Америке можно снять скромный блокбастер, крепкий боевик или гениальную драму. История показывает, что такое не раз происходило и при меньших бюджетах.

Утомленные_солнцем-2_Цитадель_2010_12«Утомленные солнцем-2: Цитадель» - фильм талантливого режиссера, очень опытного и на сегодняшний день полностью свободного творчески. Технически кино, если забыть слабую графику, снято хорошо. Профессионально. Только вот снята — галиматья.

Чертовски приятно, что вы читаете мои заметки. Пользуясь случаем, попытаюсь вас заманить на email-рассылку или rss-ленту. После подписки на уведомления о новых статьях вам останется лишь следить за своей почтой — все новости будут мгновенно приходить на ваш адрес.


Поделиться интересной заметкой в соцсетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс


18 Январь 2012.   Комментарии: 2.    Размещено в Рецензии на фильмы

К записи оставлено 2 коммент.

Пора, пора Михалкову уже немного отдохнуть от кино и где-нибудь подлечиться. В санатории или на теплых островах. Лично мое мнение- что как режиссер, он безусловно талантлив и харизматичен. По сути, он русский Кустурица. Просто снимать на такую священную и больную тему, без оглядки на исторические факты, без изучения документальных и автобиографических материалов тех лет, без бесед с последними живыми участниками — глупо.

Добавлю, что талантлив и харизматичен он еще и как актер. К примеру, роль в «Жмурках» и эпизод в «Тупом жирном зайце» приводят меня в искренний восторг. Смотреть одно удовольствие.

Что касается изучения материалов... Самое забавное это то, что он их таки читал. Если верить словам — прочел очень немерено, прямо-таки сотни папок из архивов ФСБ переворошил.

Что именно он там читал, как он это читал — можно только гадать. :)

Ребята, буду рад вашим комментариям :)

Система Orphus

 

Подписка на RSS

Получать уведомления на E-mail