«Прометей» (2012). Загадочный двухчасовой трейлер



После выхода «Прометея» в интернете кипят такие монструозные перепалки, что в них не то что вступать, а даже находится ближе трех метров от монитора опасно. Хорошо, когда у тебя есть собственная неприступная крепость, в которой можно писать все, что стукнет в шальную голову.

Имея существенный интерес к космическим приключениям и мерзостным тварям с кровью-кислотой, пропустить «Прометея» я не мог даже если бы он шел исключительно в богопротивном 3D. Поэтому, взяв полтора литра холодной газировки, надев старые «гуляй ветер» бриджи и обувшись в резиновые тапки, я отправился по адской жаре в соседний кинотеатр, чтобы там перенестись в еще более кошмарную среду.

Режиссер Ридли Скотт известен миру как создатель фильма «Чужой». Задействовав в крайне рискованном на то время сверхкровавом проекте еще и напрочь отмороженного художника Гигера, Скотт создал кино, которое в 1979-ом году пугало и потрясало вплоть до скорейшего выбега из кинотеатра.

«Чужой» вышел куда менее ужасным, чем его планировал увлеченный Ридли Скотт. Продюсеры попросили уменьшить количество мрака, крови и мяса, а Рипли оставить в живых (изначально ей должны были откусить голову). Но все это не сильно ухудшило фильм, который строился больше не на ужасном монстре, а на его постоянном ожидании из каждого угла.

Художник Гигер, и по сей день вдохновляющийся в своем творчестве вагинами, членами, пупками, присосками и прочим слизко-всасывающе-проникающим биоматериалом, создал восхитительно безобразную тварь. Но тварь настолько сильную, опасную и страшную, настолько удивительную и загадочную, что мировой синематограф ее с успехом эксплуатирует и по сей день. Попомните мое слово, о чужих мы увидим еще немало фильмов, причем самого разного пошиба: от мелкого и дешевого (ака «Чужой против Хищника») до практически вехового и задающего тон (кэмероновский боевик этому пример).

«Прометей» планировался Скоттом как суперфильм о двух частях и с бюджетом, который даже больше, чем у «Мстителей». Но осторожные продюсеры, которые в этой рецензии будут прокляты еще не раз, резко воспротивились дилогии, а денег отсыпали в два раза меньше: 130 миллионов вместо 250.

На качество спецэффектов и количество кинозвезд урезанное бабло не повлияло — напротив, создается впечатление, что старенький Скотт по-тихому сам докладывал денег на фильму из своих карманов. Потому что, глядя на потрясающие декорации и графику, я отказываюсь верить, что в проект влили меньше 200 миллионов. Посмотрите недавнего «Фонаря», взгляните на «Супермена» 2006-го года (там вообще 270 млн. угробили), а затем сравните с «Прометеем» — земля и небо.

Это что касается бюджета. А вот грубое сокращение столь многоуровневой истории привело к тому, что фильм вышел удивительно поверхностным.

Во время просмотра многих эпизодов создавалось впечатление, что продюсерские ножницы работали с упорством свихнувшейся газонокосилки. Это даже не может быть плохим монтажом, ибо речь здесь не о кривой склейке снятого материала, а о полном отсутствии развития и тем паче логического завершения множества сцен. "Прометей" — это странный калейдоскоп сюжетных затравок и завязок, лишенный элементарного раскрытия даже самых важных тем. 

Кино про чужих далеко не всегда представляло собой что-то еще, кроме боевика/ужасов. Если вообще представляло. ;)  Но «Прометей» — это не просто блокбастер с известной гадиной. На сей раз это, без шуток, философский фильм, претендующий на нечто большее, чем одноразовый космоэкшен, и поднимающий архисерьезные вопросы.

Например, может ли создатель относиться к своему творению, как последний самовлюбленный мудак? Имеет ли право делать с ним все, что захочется?

И творение — оно-то как? Следует ли ему докапываться до тех глубин и бездн, которые находятся за гранью их понимания?

Естественно, самый главный вопрос о фильме кружил вокруг предыдущих частей. Дескать, Ридли, вы что снимаете? Приквел, с событиями до вашей работы 79-го года? Или это пятириквел, в котором происходящее творится аж после клонирования Рипли? И вообще, есть хоть какая-то прямая связь или нет?

Старый режиссер долго водил публику за нос, отвечая на вопросы по-разному.

То, что представляет собой «Прометей», лучше всего назвать вбоквел. Некоторые старперы, радостно увидав инопланетный скелет в загадочном кресле, могут описяться от радости (я вот едва сдержался) — ведь это те самые декорации, которые видела команда Рипли в первом фильме. Налицо замкнувшийся круг! Спустя 30 с лишим лет! :aaa:

Но это все преждевременная радость. Действия «Прометея» и «Чужого» происходят на разных планетах, и все совпадения, схожести и остальные причины резкого кинодежавю являются как бы случайными. :228:

Зачем это делалось, спросит нормальный зритель? Неизвестно. Пиши, нормальный зритель, в твиттер Скотту, а лучше — сразу на мыло.

Вопросов в стиле «а зачем?», на самом деле, очень много. Например, мегоэксперимент андроида Дэвида с инопланетными чернилами, которыми он напоил угнетающего его человека. На кой хрен он это сделал, понять тяжело. Точно так же, как последующий сех, гипербеременность и эпичное кесарево сечение наживую. Нешто это все делалось для того, чтобы всего лишь родить гигантского кальмара?

Способность чужого за считанные часы без еды вымахать в здоровенную детину уже давно не вызывает вопросов. Не то чтобы она перестала вызывать недоумение — нет, просто все к этой глупости привыкли. Мало ли, вдруг эта тварь может перерабатывать кислород в материю. Но суточная беременность женщины, даже не заметившей, что внезапно вырастила  уже готовое родиться существо весом в несколько килограмм, заставляет от увиденного замереть на месте, не дыша. Здоровье многих женщин серьезно подрывается в период беременности — ведь 9 месяцев из тебя сосут самые лучшие соки. Сколько же тогда соков было у героини фильма, сумевшей создать за сутки существо, которое устроено многократно сложнее, нежели человек? :mol: И это далеко не все ее возможности, ведь после «родов» этой боевой женщине было достаточно прошить степлером живот, чтобы она вновь начала бегать, прыгать и даже подтягиваться. Рожавшие женщины, видевшие эти кадры, должно быть полегли от смеха до самых титров.

Крайние странности происходят с зомби-геологом, своим появлением поставившим под вопрос происходящее на экране: мол, не «Обитель зла» ли мы тут, оказывается, смотрим? Сплошную нелепость представляют собой и загадочные членозмеи, которые выросли из непонятно откуда взявшихся дождевых червей. :ninja:

Большое количество неясно зачем впихнутых в кадр событий может вызвать состояние ступора. Бессмысленность кучи сюжетных линий не только не дает ответов на вопросы, но и мало влияет на центральную линию — они просто есть. На мой взгляд, большая часть законных претензий к фильму вызвана как раз этими вещами. Нельзя так кидать зрителя, начисто лишив его объяснения происходящего в кадре — рассыпать перед мордой оного яркие и прикольные картинки, через мгновение ока убрать их в сумку и торжественно смотреть в расстроенные глаза.

Конечно, есть вероятность того, что «Прометей» как раз и планировался как 100% фильм-загадка, и поэтому в нем столько всяких недомолвок, отвлекающих внимание эпизодов и странных двумысленных намеков. В рунете на передовых кинофорумах некоторые парни задвигают такие предположения и развития истории, что зачитываешься ими не хуже Кира Булычева. Примеры тому:

— комментарии на опер.ру (http://oper.ru/news/read.php?t=1051610485);

— топик на кино-говно (например, http://www.kino-govno.com/forums/index.php?showtopic=192014&st=1700&p=972279&#entry972279);

— и ряд прочих центральных киносайтов.

Отдельно стоит сказать о кретинской команде корабля, по всей видимости, решившей, что они находятся в молодежном фильме ужасов. Оно понятное дело, что «Прометей» — это кинофантастика, что кассовый фильм, что для широких масс и все такое. Но тупоумие персонажей переходит все разумные пределы даже с учетом перечисленных факторов.

Куда садимся? А вон туда давай! :yeah: Ух ты, пещера! Побежали все туда! :aaa: И без оружия, это же всего лишь добрая научная экспедиция на прикольной планете! Тут воздух! Давай все снимем скафандры, кто не успел, тот опоздал, кто последний — тот мошонка слона! Дыхнем и пыхнем инопланетным кислородом! Дверь какая-то... Отворяй ее, посмотрим, что там! :dance:

Оп, голова какая-то... В сумку ее, в сумку и на корабль в основные отсеки! :super: Да хер с ней с адской неземной бурей из каменюк и железяк, главное сумка с головой, не тормози!

И как пик, но далеко не финал проявленного идиотизма — баловство с явно агрессивными червезмеями. Как будто биолог ожидал, что данный организм подползет к его ногам и будет тереться о них аки соседский Барсик. 

Создается впечатление, что с героев фильма режиссер и сценарист просто постебались, уделяя основное внимание визуальщине и сочинению загадок. Тем более, что сценарист «Прометея» — заводила прицепучего сериала «Лост», который каждой своей серией заставлял телезрителей сходить с ума от поставленных вопросов, заданных загадок и двоякости толкований. Сериал-сериалом, но в замечательном фильме «Прометей» с этой фишкой очень сильно переборщили — руки, написавшие к нему сценарий, хочется сломать в нескольких местах бейсбольной битой. А ну как запускать в космос парней и девчат, познающих новые формы жизни с помощью обоняния, вкуса и тактильного чувства.

Единственные люди-не идиоты — это Шарлиз Терон, в финале все-таки конкретно ступившая при побеге от длинного, но узкого рогалика, и нечеловек Дэвид. Андроид вообще вышел превосходным, вот уж и правда, где объемный, неоднозначный персонаж, с каждым своим появлением в кадре демонстрирующий свою бесконечную глубину. Робот, по умолчанию бездушная, безамбициозная и лишенная эмоций машина, но при этом способный с открытым от удивления ртом наслаждаться красотами инопланетной голограммы. Жаль, конечно, что в итоге ему традиционно снесли башню, как это было с Эшем и Бишопом.

Теперь о том, что прекрасно от а до я.

Визуальщина «Прометея» перехватывает дыхание. Вспоминая такие «мощные» произведения, как упомянутый «Зеленый фонарь» и «Терминатор-4», начинаю еще четче понимать, что и в кинобизнесе тратить деньги можно с разным эффектом. Показанное в кадре торжество отчужденности и враждебности — лучшее, что выходило в жанре вообще. Возможно, сказано громко, но не выходит сразу вспомнить аналогичных выдуманных миров, вызывающих гнетущие ощущения одной лишь цветовой гаммой.

Ридли Скотт отзвонился по-прежнему активно рисующему и по-прежнему невменяемому Гигеру, чтобы тот вспомнил молодость, но отмочил уже по-взрослому. Гигер и прочие художники оторвались здесь по-полной. Разнообразие форм неизвестной жизни, стремная планета, такие же зловещие пещеры, гигантские склады с чернилами, нездоровая детализация всего мутного, опасного и неизвестного кишит в каждом кадре. «Прометей» вышел холодным и неприветливым — даже сидя вдали от экрана и не наблюдая его через 3D-очки, чувствовать себя хозяином жизни резко перестаешь. Серые, зачастую мертвенно бледные или наоборот — активно металлические оттенки добавили в и без того жутковатый фильм солидную долю безысходности. Черт, да для ребят с Прометея лучшим выходом после лицезрения жокейских пещер было бы дружное удирание на Землю. Без оглядки, единогласно и взявшись за руки.

Не побоюсь этого слова, шедевральная музыкальная тема фильма, впервые замеченная мною еще в трейлере, не вызывает ничего, кроме тонн безумного восторга. Архимрачная, лишенная типичных попсовых симфонизьмов, местами отдающая то ли Skepticism'ом, то ли дроуном адская виолончель толстенной линией подчеркнула феноменальное внешнее оформление фильма.

То же можно сказать и о сценке, где Дэвид смотрел жокейские голограммы и слушал спящего в анабиозе атланта. OST, вне всяких сомнений, можно будет слушать отдельно от фильма, ибо композиции вышли на редкость здоровскими. :up: :up: :up:

Какие итоги?

Наиболее существенный момент — тупомозгие, возможно даже, совсем безмозгие персонажи. Бесили они порою, ей-богу, бесили неимоверно. К тому же более-менее хорошую игру показало меньшинство актеров, прочие выполняли роль мебели.

Вторая характерная особенность - это великое множество заданных вопросов с минимумом ответов. Да, рассуждать и фантазировать о «Прометее» оказалось крайне увлекательно, но все же хочется послушать авторов фильма, а не местных сочинителей. Если Скотт будет жив здоров и успеет снять продолжение, то он просто обязан будет разложить по полкам все то, что заварил, но не смог разжевать здесь. Потому что все, что мы сейчас имеем — это роскошный вброс тайн и ребусов на известный вентилятор.

Третье. Внешне фильм дорог, стилен и атмосферен. Придираться желания нет никакого, потому что сделано от души. Отдельно внимание притягивает всевозможная биология: жокейская любовь к биотехнологиям, черная жижка, на всех действующая по-разному, нетрадиционные для мира чужих твари (членозмеи, кальмары-тентакли, голубой чужой в конце, да даже зомби-геолог). Как пить дать, за биологические извращения спасибо следует слать неугомонному Гигеру, это его больной головы фантазии.

Четвертое. В рецензии об этом ничего сказано не было, однако стоит признать, что никаких особых технических достижений будущего в фильме нету. Особенно в первой половине. Наверное, желание клянчить футуристические гаджеты для «Прометея-2» вызвано качеством общего оформления фильма — мол, если эти же люди будут придумывать технические приспособы для сиквела, то и это у них выйдет превосходно. 

Кино удалось, вне всяких сомнений. Кто бы там что ни говорил. Во время просмотра посторонних мыслей в голове не было ни одной, настолько увлекало. Но оценить его больше, чем на ¾, увы, нельзя.

 

P.S. Еще интересные ссылки:

— краткий сценарий фильма. Укатайка - http://captain-glitch.tumblr.com/post/24207940501

— о ляпах и нестыковках от расстроенного зрителя - http://podakuni.livejournal.com/677259.html?thread=31457419

Чертовски приятно, что вы читаете мои заметки. Пользуясь случаем, попытаюсь вас заманить на email-рассылку или rss-ленту. После подписки на уведомления о новых статьях вам останется лишь следить за своей почтой — все новости будут мгновенно приходить на ваш адрес.


Поделиться интересной заметкой в соцсетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс


16 Июнь 2012.   Комментарии: 2.    Размещено в Рецензии на фильмы

К записи оставлено 2 коммент.

Спасибо за рецензию! ПОдробную и дельную. Как раз думал, идти или не идти. 

Смешанные впечатления, признаться. Не хочется смотреть на странных героев и непонятный монтаж. С другой стороны интересно посмотреть не красоту. 

Усталость от глупых картин, глупых диалогов (вчера попробовал посмотреть «Гнев титанов») и от смеха, который был вызван дурацкими диалогами и сплошными нелогичностями, не смог досмотреть даже до трети фильма. 

 ВБоквел =)) Классное слово, кстати.

Не за что. :) Здорово, что есть люди, которые осиливают мою писанину. 

Если сравнивать «Гнев титанов» и «Прометея», то это будет как поставить рядом б/ушный советский Орленок и крепкий американский пикап. Кино про титанов — это все-таки одноразовое фуфло без намека на здравый смысл. «Прометей» же вполне способен положить начало новой вселенной, как это было с чужими. Особенно, если продолжение снимут. ;)

Вбоквел — эт не мое. Это я в комментариях у Гоблина украл. :)

Ребята, буду рад вашим комментариям :)

Система Orphus

 

Подписка на RSS

Получать уведомления на E-mail