Гражданская оборона — «Инструкция по выживанию» (1990). Разрыв шаблона



Гражданская_оборона_Инструкция_по_выживанию_1990_Разрыв_шаблона_обложка_постер_картинка_poster_cover_фото_photo__Во время чтения разных заметок, статей и рецензий часто встречаю откровения авторов о своих первых детских впечатлениях при знакомстве с какой-нибудь группой или жанром.

Как порвало все представления о жизни, как открыло новый мир, как подарило любовь к настоящей музыке и привило хороший вкус.

Ну, вы знаете, как это бывает:

«В 19хх году я услышал Битлс, мне его в перекатанном на бобинах виде привез брат из Эстонии. Я слушал эти песни в полнейшем оцепенении, ведь до этого момента ничего кроме Бони Эм и Арабесок мне было незнакомо.»

Или типа этого:

«Когда я был маленький, пацаны во дворе гоняли разный рок и метал, который мне вообще не нравился. Но однажды Петька из центра припер мрачную тягучую группу, мелодии которой запоминались с первого раза и вертелись в голове сутками. Называлась она Black sabbath, и все, что нам о ней было известно, это поедание ихним певцом летучих мышей.»

А бывает и так:

«Однажды у знакомых хиппи я в очередной раз купил новую пластинку Джетро талл. Прийдя домой, обнаружил, что это совершенно не Джетро талл — в песнях с пластинки не было ни фирменной флейты Андерсона, ни вообще фолка. Вместо них звучало нечто космическое: неосязаемое, обволакивающее, порою гипнотизирующее. Как оказалось позже, ко мне в руки попал один самых культовых альбомов Пинк Флойд. Тогда я слушал его по кругу до семи утра.»

Долгое время я ловил себя на мысли, что не могу расписать подобное о себе. То есть я слушаю музыку столько, сколько себя помню (а четко помню я себя лет с восьми), очень ее люблю почти во всех проявлениях, интересуюсь разными жанрами, бла-бла-бла. А вот поделиться ярчайшими детскими открытиями как-то не выходит — как будто нет у меня хотя бы одной такой истории. Вернее, может, она и есть, но поднять из памяти подобные архивы не получалось. Особенно если речь идет об импортных группах — ведь я вырос на русском роке.

Гражданская_оборона_Инструкция_по_выживанию_1990_Разрыв_шаблона_обложка_постер_картинка_poster_cover_фото_photo_4_Совсем недавно мне случайно попалась песня ГО, после чего я некоторое время пытался вспомнить, отчего она у меня вызывает столько диких эмоций. Как оказалось позже, «Афганский синдром» родом из многими забытой «Инструкции по выживанию».

В пятом классе школы я больше беспокоился не об уроках, а том, где бы раздобыть новых кассет. Купить, обменяться навсегда, обменяться на время и успеть перекатать на свою кассету, выкупить, даже замутить (если было видно, что хозяину оно по барабану). Помимо еженедельных ревизий в музыкальных магазинах (я перебирал глазами каждую обложку на стеллажах из тысяч альбомов) я проводил допросы с пристрастием у всех знакомых.

Что слушаешь? Какие альбомы есть? Что слушает папа? Мама? Бабушка, блин? :aaa: Что можешь дать из этого? Ну и так далее.

Недолгое время у меня был одноклассник Радик, через год, кстати, спетлявший с родителями из занюханной украинской провинции ажно в Петербург. Именно у него я выменял на пару недель «Инструкцию по выживанию», сунув взамен «Метель августа» ДДТ.

После детских цоевских «45» и «46», тоскливых поп-песен Наутилуса, а также отлично записанного Сплина запись Гражданской обороны была воспринята неоднозначно. Первые впечатления были незатейливы — «да это же говно какое-то!!1». Думал я так пару дней, а потом почему-то заново включил этот альбом.

Загадка, но паршиво сыгранные на трех аккордах песни со странными для меня на тот момент текстами чем-то меня неумолимо начали влекти. Как я понимаю сейчас, дело было в потрясающей животной энергетике и типичном летовском надрыве, который он, кстати, старался сохранить в каждой своей песне.

«Инструкцию по выживанию» я гонял все три недели каждый день. Эти простецкие песни мне совершенно не надоедали, отодвинув на время в сторону все другие любимые альбомы.

Кассету пришлось отдать. :bawling: Никакие аргументы и предложения в 10 гривен (!) не срабатывали, и ко мне вернулась «Метель августа». Так я на долгие годы расстался с одним из самых зачетных панковых альбомов сибирской сцены. На кой, собственно, хер Радику так нужна была эта кассета с этими сумасшедшими песнями? Он что, слушал их? Да ну ладно, не верю. Такие пришибленные дети, как я, встречаются редко, и вряд ли два таких экземпляра могли бы быть в одном месте.

***

Гражданская_оборона_Инструкция_по_выживанию_1990_Разрыв_шаблона_обложка_постер_картинка_poster_cover_фото_photo_2_Куча текста выше будет интересна немногим, поэтому ее вполне можно пропустить. Ниже пойдет речь уже о самом альбоме.

«Инструкция по выживанию» содержит песни, автором которых является тогдашний товарищ Летова Роман Неумоев. По какой-то причине Роману страшно разонравились им же сочиненные песни, и в разговоре с Летовым он от них всячески отрекался. Так как эти песни были под стать ГО, да еще и паскудно записанные, то, понятное дело, сами знаете кто никак не мог пропустить мимо своего внимания подобный необработанный бриллиант.

Неумоев совершенно не возражал против того, чтобы Летов перепел эти песни под своей собственной вывеской ГО. Обрадовавшийся Егор буквально за пару дней воплотил свой замысел в жизнь. Со звуком особо не мудрили — никаких психоделических заморочек, концептуализьмов и прочих дел там нет. Сыгран и записан альбом максимально просто: традиционная безумно жужжащая гитара, вопли и типичный говеный звук. Злобная матерящаяся каша, что-то в этом роде.

По словам Летова, ему редко когда доводилось с таким удовольствием орать в микрофон. Эйфория, которая была при записи «Инструкции по выживанию», чувствуется в каждой песне — звериная энергетика, царапая слух подвальным качеством записи, бьет из колонок ключом. Записывая песни на мощнейшем подрыве, Летов очень быстро к чертям сорвал глотку, ставши неспособным писать альбом дальше. Убитые связки приводились в чувство периодическим глотанием кипятка — каждая процедура позволяла проорать еще одну-две песни.

К концу пластинки кипяток уже перестал оказывать на горло реанимирующий эффект, и Летов (вероятно, жестами или текстом на листке :kz: ) пригласил прокричать текст финального «Хуя» Джеффу. С чем он и, кстати говоря, отлично справился — трек получился едва ли не самым шизоидным на диске.

Гражданская_оборона_Инструкция_по_выживанию_1990_Разрыв_шаблона_обложка_постер_картинка_poster_cover_фото_photo_3_Нередко ГОшного лидера упрекают в суицидальных наклонностях, упаднических настроениях и вообще негативных эмоциях. Мол, от такой музыки можно запросто покончить с собой (что, кстати, в свое время и сделало немало коллег Егора). Ну а Летов подобной публике на пальцах в противовес расписывал, что его творчество — самое что ни на есть веселое, жизнелюбивое и заряжающее энергией. Дескать, его нужно просто расслушать.

Я же не могу припомнить у Летова более энергичного и охренительно рок-н-ролльного альбома. Для меня записи Гражданской обороны, если не брать во внимание образные тексты, всегда была ценны, в первую очередь, энергией. Под эту музыку моя производительность и работоспособность возрастает до потолка, чем я всегда и беззастенчиво пользуюсь. «Инструкция по выживанию» наэлектризована и заряжена по самое не балуйся.

Тематика текстов на «Инструкции по выживанию» практически та же, что и у Гражданской обороны. Неприятие советских элементов, антивоенные заклики, разного рода асоциальные идеи, страхи и комплексы сходящего с ума человека, высмеивание людских пороков. Некоторые источники пишут, что в свое время отдельные личности раскритиковали альбом за слабые тексты, не присущие «глубокому» и «многоуровневому» ГО. Но я не согласен. По-моему, ГО бывает разным, и многие злющие и простецкие, как три копейки, альбомы 80-х годов не особо отличаются от песен Неумоева.

Бодрейшая пластинка! Слушается прямо-таки на раз — с хитами на альбоме проблем нет ни малейших. Летов при всей его трехаккордности всегда мог набренчать запоминающиеся мелодии. Так и тут, один «Нож в спину» чего стоит.

«Инструкция по выживанию» была названа Летовым последней пластинкой Гражданской обороны, которую он в тот момент собирался распускать раз и навсегда.

Что ж, кому последняя, а кому нет. Мне вот была самая первая, и я очень рад, что ею была именно она.

Чертовски приятно, что вы читаете мои заметки. Пользуясь случаем, попытаюсь вас заманить на email-рассылку или rss-ленту. После подписки на уведомления о новых статьях вам останется лишь следить за своей почтой — все новости будут мгновенно приходить на ваш адрес.


Поделиться интересной заметкой в соцсетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс


22 Апрель 2012.   Комментарии: 0.    Размещено в Рецензии на альбомы

Ребята, буду рад вашим комментариям :)

Система Orphus

 

Подписка на RSS

Получать уведомления на E-mail