«Амадей» (1984). История одаренной бестолочи, или трагедия Сальери



Амадей_(1984)_История_одаренной_бестолочи,_или_трагедия_Сальери_AmadejО Моцарте, как и о любом другом историческом персонаже, ходит достаточно много слухов и легенд. До событий даже двадцатилетней давности иногда бывает докопаться непросто — слишком многое может быть скрыто, подано под более выгодным углом или вообще придумано.

История СССР, Вторая мировая война, The beatles, Ротшильды, Пушкин — первое, что пришло в голову. Эти явления, события и личности в умах сегодняшнего населения настолько отличаются от существовавших реалий, что быть уверенным во многих касающихся их утверждений — по меньшей мере, наивно.

Вольфганг Амадей Моцарт относится к компании наиболее известных и значительных композиторов мировой музыки. Сами того не зная, все мы не раз слышали его музыку или отдельные мелодии в фильмах, рекламе или из папок «Классика» на винте.

Амадей_(1984)_История_одаренной_бестолочи,_или_трагедия_Сальери_2Личность и жизнь Моцарта, как и положено, неплохо сдобрена рядом легенд и мифов. Попытка прочесть все возможные архивные документы и исторические книжки ради воссоздания подлинной биографии музыканта — занятие заранее обреченное на неудачу.

И что же тогда делать, если режиссеру хочется рассказать миру о таком персонаже, не располагая точными биографическими фактами? Как же снять фильм, после которого тебя не закидают законными обвинениями и переспелыми помидорками?

По-моему, достаточно хорошим методом является «фильм по пьесе/роману/повести/сказке/etc». Когда ты берешь готовое произведение и, всецело на него опираясь, снимаешь по нему свое кино. Метка «художественное произведение» в некоторой степени снимает ответственность за несоответствие историческим фактам. Понятное дело, к выбору произведения нужно подходить особенно тщательно — если ты и не будешь призван к ответу за явно мифы и байки, через раз мелькающие в кадре, то уж за выбор откровенные паршивого произведения тебя расстреляют еще до выхода первых трейлеров.

Амадей_(1984)_История_одаренной_бестолочи,_или_трагедия_Сальери_6«Амадей» снят по пьесе некого Питера Шэффнера, который в свою очередь однажды заторчал от пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери» и оперы Римского-Корсакова с таким же названием. Те, конечно, тоже не лыком шиты — события в пьесах солидно сдобрены художественными добавками.

В результате получилось кино, в котором байки чередуются с отзывами современников Моцарта.

К счастью, фильм получился совсем о другом. Милош Форман не ставил перед собой просто перенести на экран биографию Моцарта, нет. Это было бы скучно для нас и слишком мелко для него.

«Амадей» — это во многом история Сальери, я бы даже сказал, самая настоящая трагедия прилежной посредственности. Почему Бог так неравно распределяет амбиции и таланты? К чему мелкого и глупого человека наделять редкими талантами, обходя стороной того, кто по-настоящему влюблен в свое дело и готов ему полностью посвятить жизнь?

Амадей_(1984)_История_одаренной_бестолочи,_или_трагедия_Сальери_1Моцарт показан в фильме как неуравновешенный, похотливый, безответственный почти что болван, который единственно ценен своим талантом и работоспособностью. Однажды он переезжает жить в Вену, где император периодически ведет с ним беседы о музыке, а также заказывает пьесы и пытается их корректировать . Окружающие искренне любящего музыку императора — недоношенные завистники и моральные уроды, во главе которых стоит изначально приличный и адекватный Сальери. Придворные композиторы в фильме «Амадей» стали эталонным олицетворением зависти — таким, какое не было показано ни до, ни после них.

Сальери с самого детства обожал музыку и не видел себя не в чем ином. Вольфганг Амадей Моцарт же для него был самым ярким лучом света современной музыки, который представлялся Сальери каким угодно, но никак не кривляющимся клоуном. После того, как Сальери воочию увидел своего кумира, его душевный покой начал стремительно улетучиваться.

Амадей_1984_История_одаренной_бестолочи_или_трагедия_Сальери_6Наблюдая за композиторским совершенством мелкого и неадекватного бабника, за его небрежной гениальностью и успехом, Сальери начинает отчетливо чувствовать подвох и насмешку со стороны Бога. Наделить талантами человека, который вполне мог бы прожить и без них, который, каналья, есть абсолютно приземленное и бескультурное животное — для этого нужно иметь поистине божественное чувство юмора.

Свет в глазах Сальери с каждым днем все больше и больше сменяется ненавистью к Богу и презрением к Моцарту. Это приводит его к развитию шизфорении, где одна сторона преклоняется перед музыкой Моцарта, а вторая искренне ненавидит его личность. После чего Сальери пускается во все тяжкие...

Кино, не побоюсь этого слова, великолепно. Хотя, признаюсь, я начинал смотреть его с опаской, что он будет очередным унылым историческим фильмом. Это все потому, что не обратил внимание на имя режиссера.

Помимо «Амадея», Милош Форман также снял:

— отменный «Призраки Гойи»

— хороший «Народ против Ларри Флинта»

— спорный «Пролетая над гнездом кукушки»

Амадей_(1984)_История_одаренной_бестолочи,_или_трагедия_Сальери_4За два с половиной часа ни разу не захотелось ни пойти поесть, ни поспать, ни даже свернуть на минуту окно плеера. Фильм по-настоящему вкусный — сюжетные перипетии, актеры и яркие декорации сделали свое дело.

Отдельно стоит сказать о знаменитом смехе Моцарта. Современники описывают его как нечто противное, из ряда вон выходящее и просто режущее слух. В «Амадее» с этим немного переборщили, по-моему. :) Смех у актера-моцарта получился настолько дебильным, что после его исполнения на пару секунд впадаешь в ступор. Не заморачивался точным подсчетом, но встречается эта дичь в фильме достаточно часто. Хотя, с другой стороны, это может служить как спускной клапан — дает повод в достаточно серьезном фильме время от времени посмеяться.

Амадей_(1984)_История_одаренной_бестолочи,_или_трагедия_Сальери_8В дубляже оригинальный смех услышать не получится. Так что ищите альтернативы.

«Амадей» — отличное кино. Темы сумасшествия, внутренней борьбы, разочарования в Боге и зависти к талантам раскрыты полностью.

Чертовски приятно, что вы читаете мои заметки. Пользуясь случаем, попытаюсь вас заманить на email-рассылку или rss-ленту. После подписки на уведомления о новых статьях вам останется лишь следить за своей почтой — все новости будут мгновенно приходить на ваш адрес.


Поделиться интересной заметкой в соцсетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс


07 Январь 2012.   Комментарии: 2.    Размещено в Рецензии на фильмы

К записи оставлено 2 коммент.

Вот это отличная рецензия на отличный фильм. Я сам его посмотрел на двадцать дней позже этой заметки, и был в неописуемом восторге.

Да, помню момент ее написания. Я ничего не планировал, не продумывал, не читал дополнительных ресурсов.

Сел и за час буквально накатал текст. Остальное время было посвящено некоторым правкам, оформлению и исправлению опечаток.

Так всегда бывает с необычными и удивляющими вещами. Они заставляет тебя переживать и размышлять. :cool:

Это редкости, на самом деле.

Ребята, буду рад вашим комментариям :)

Система Orphus

 

Подписка на RSS

Получать уведомления на E-mail